Прибыль

Любое произведенное или планируемое действие предполагает результат, будь то финансовая, художественная, социальная или мыслительная деятельность. Так же и деятельность любого предприятия подразумевает под собой коммерческий результат – прибыль предприятия. Для того чтобы правильно, доступно и объективно объяснить сам принцип получения прибыли того или иного предприятия нужно в первую очередь дать дефиницию самому понятию прибыль.

Функции прибылиИтак, согласно экономическому словарю, прибыль – это качественная  положительная разница между доходами от продажи услуг или товаров, и расходами на их производство, а также реализацию за установленный период времени, обычно за год. Существует множество формул, алгоритмов и принципов вычисления прибыли, но вся их суть сводится к одному главному критерию – определить, на сколько доход превышает траты. Прибыль – один из важнейших показателей функционирования предпринимательской деятельности, и указывает не результативность и правильность ее ведения.

Виды и категории прибыли

Прибыль, как экономический показатель, также делится на несколько основных категорий: это общая, или как ее еще другими словами называют валовая, бухгалтерская или балансовая прибыль; и чистая, а по-другому абсолютная или экономическая прибыль. По упрощенной формуле балансовая прибыль = доходы – себестоимость товаров или услуг. Тогда как чистая прибыль = балансовая прибыль – издержки, дополнительные расходы (премиальные, упущенная выгода и так далее), благотворительность. Благодаря развитию и эволюции рыночной экономики понятие прибыли расширилось, и если раньше оно являло собой просто разницу между доходами и расходами, то теперь включает в себя целый комплекс финансовых явлений и понятий.

Понятие прибыли нельзя рассматривать обособленно. Оно тесно связано с такими показателями как экономическая эффективность и рентабельность, которые также взаимосвязаны. Ведь рентабельность это и есть уровень экономической эффективности, то есть качество и рациональность применения различных ресурсов в процессе производства товаров и услуг. Показатель рентабельности принято выражать в процентах. Основными функциями прибыли являются характеристика итоговых финансовых результатов деятельности предприятия и объем его денежных накоплений, а также возможность финансирования социального и производственного развития предприятия.

Теперь, имея представление о прибыли, можно рассматривать это понятие в конкретном случае – прибыль предприятия. Итак, прибыль предприятия это сумма, которая получается при вычете из объема валового дохода общих издержек. Не стоит путать понятие прибыли с доходом, так как доход это выручка от сбыта продукции, услуг или работ, исключая материальные затраты, и являет собой денежный эквивалент продукции предприятия, в том числе прибыль и оплату труда. Тогда как прибыль – это часть дохода, из которого уже вычли траты на производство и реализацию продукции.Виды прибыли

Для более ясной и понятной трактовки можно создать условную пирамиду, в основании которой будет выручка от реализации. Она включает в себя себестоимость, чистую прибыль и налог на прибыль. Чистая прибыль и налог на прибыль в общей сумме дают прибыль, а себестоимость включает в себя материальные затраты и оплату труда. В свою очередь общий показатель оплаты труда и прибыли дает доход.

Доход являет собой общие средства, который попадает предприятию в течении определенного периода времени. Эти средства после вычета налогов могут использоваться в дальнейшем на инвестиции или потребление. Если доход стал предметом налогообложения, то после удержания налогов он делится на фонды для страхования, инвестиций и потребления. Последний используют для оплаты труда персонала.

Доходы предприятия также делятся на несколько категорий: общий (О), средний (С) и предельный доход (П). Рассмотрим их в условной зависимости. Итак, О=Ц×К, где Ц – это цена товара, К – его количество, О – общий доход, который являет собой сумму, полученную от продажи конкретного количества товаров или услуг. С=О÷Е, где О – общий доход, Е – количество продукции в единицах, а С – средний доход. Предельный доход в самом доступном определении это увеличение общего дохода за счет минимального наращивания количества произведенных и реализованных товаров и услуг. Он дает возможность дать оценку окупаемости каждой новой дополнительной единицы товара или услуги.

Как уже было ранее сказано, прибыль предприятия, являясь частью доходов, также делится на условные группы – валовая и чистая. Не зависимо от вида, на объем прибыли влияет множество факторов: качество, актуальность, надежность и доступность товаров и услуг, которые предлагает предприятие, ценовая политика, региональное расположение, рыночная конкуренция и другие. С другой стороны, прибыль влияет на рентабельность предприятия. Прибыль от производимой продукции, материальных ценностей и действий, не связанных напрямую с работой предприятия(доходы от аренды, ценных бумаг) в сумме дает валовую прибыль. Важно отметить, что прибыль не гарантирована, а является возможной только в случае грамотного, целенаправленного и успешного ведения деятельности организатором.

Прибыль от произведенных товаров и услуг и их реализации, а другими словами прибыль по основной деятельности – главный вид прибыли на любом предприятии, который характеризует успешность ведения той или иной производственной стратегии на предприятии. Прибыль, которую получают от реализации имущества, являет собой доход от продажи фондов, которые уже не используются или устарели, а также активов, которые относятся к материальным и нематериальным, излишков сырья, минус сумма расходов на их реализацию. Внереализационная прибыль – доходы от паевых или долевых участий, ценных бумаг, депозитов, аренд и рент, штрафов, процентов.

Также согласно источникам поступления прибыль любого предприятия подразделяется на инвестиционную, операционную и финансовую. Казалось бы, эти признаки дублируют вышеуказанные, но есть определенная разница: например, инвестиционная прибыль включает не только поступления от внереализационной прибыли, но и от поступлений от реализации имущества.

Прибыль от финансовой деятельности требует особого внимания, так как сложный механизм оборота денежных средств, в том числе и привлеченных извне, может положительно влиять на показатели  инвестиционной и операционной прибыли. Это происходит благодаря поиску более выгодных, чем среднерыночные, условий заема, или привлечения капитала на экономически удобных условиях. Также туда включены доходы от использования денежных средств как депозитных.

Не стоит забывать и о налогообложении, ведь одним из основных источников поступления денег в государственный бюджет любой страны являются налоги, в том числе и от деятельности предприятий. Существует налогооблагаемая и не облагаемая прибыль, которая определяется законодательством. С государственной точки зрения главным финансовым фактором есть прибыль до того, как на нее был начислен налог, как основа для расчетов налогов на прибыль.

Оптимальное распределение прибыли предприятия

Что ведет к увеличению прибылиЧистая прибыль, которую получает предприятие, может быть направлена по различным статьям расходов: на создание или развитие резервного фонда; выплату дивидендов; компенсацию возможных убытков; и на другие выплаты по решению руководства или акционеров предприятия.  Также возможна капитализация прибыли  - увеличение оборотных средств. Это дает возможность существенно расширить функционирование предприятия за свой счет, не привлекая сторонних активов и экономя средства для их привлечения.

Один из вариантов для направления прибыли может быть развитие социальной инфраструктуры предприятия или обеспечение социальных потребностей сотрудников и персонала. В данном случае речь идет о человеческом факторе и одном из главных активов предприятия, потому систематическая экономия  или удержание средств для этой статьи расходов могут негативно отобразится как на самом рабочем процессе, так и на дальнейшей прибыли предприятия.

 При анализе прибыли важно учитывать инфляционный показатель, который равен сумме реальной прибыли, умноженной на показатель инфляции в заданный период времени. Также существует «чрезвычайный» тип прибыли, который более всего характерен для стран с высоким уровнем развития экономики, его источником являются нестандартные или неспецифические объекты продажи для данного предприятия, например его филиал.

И главный итоговый показатель деятельности предприятия – это положительная или отрицательная прибыль, то есть убыток. Весь комплекс мероприятий по развитию предприятия, внедрение инноваций, использование различных систем производства, технологий труда может быть совсем не оправдан с экономической точки зрения, если за определенный период времени доход предприятия имеет отрицательный показатель, и нет перспектив к существенному его изменению в сторону роста.

Но прибыль, как и множество экономических и финансовых категорий имеет не только количественный, но и качественный показатель. По трем вышеуказанным категориям – операционной, инвестиционной и финансовой можно проследить и проанализировать источники и динамику роста прибыли, и таким образом строить как краткосрочные, так и длительные перспективы развития предприятия.

Вместе с этим, показатели прибыльности предприятия порой несут и негативный подтекст. Ведь часто с целью манипуляции и удобства ведения дальнейшей хозяйственной деятельности предприятия объем прибыли искажается. Это может делаться как с целью введения в обман потенциальных инвесторов или акционеров, так и уклонения от налогов.

Объем прибыли, в общем, дает возможность анализировать эффективность деятельности предприятия, перспективы его развития, целесообразность капиталовложений в его активы извне, а также возможность расширения его потенциала. Но прибыль важно анализировать не только в общем, но и каждый ее структурный элемент, и его динамику, а также ее формирование согласно основным категориям, распределение и использование по необходимым векторам.

Внутреннее изучение прибыли использует весь комплекс показателей, и обычно является коммерческой тайной предприятия. Тогда как внешний анализ подразумевает изучение прибыли сторонними организациями – налоговой инспекцией, страховыми компаниями, фирмами аудитами, банковскими или кредитными структурами, на основании их отчетной и учетной документации.

Также анализ прибыли происходит по масштабам деятельности предприятия – полная, по структурному подразделению и по отдельному действию или операции.  С целью выявления слабых мест в деятельности предприятия можно проводить тематический анализ, который изучает конкретный фактор влияющий на объем прибыли – налоговая политика предприятия, принцип премирования сотрудников, капитализация прибыли.

Управление прибылью предприятия

Но, рассматривая категорию прибыли, нужно учитывать не только ее источники и виды, но и способы Схема общей суммы прибыли до выплатуправления для оптимизации производственного процесса. Для рационального управления прибылью обязательно нужно соблюдать несколько правил: вовлеченность в общую систему предприятия, комплексный подход к формированию и утверждению всех решений относительно управленческой деятельности, поддержка высокого уровня динамики управления, разносторонние подходы к разработке и внедрению управленческих решений, ориентация на основные векторы развития и роста предприятия.

Главная цель в управлении прибылью – обеспечить максимальное благосостояние владельцев предприятия, и в то же время поддерживать на должном уровне обеспечение интересов персонала предприятия и государства. Сюда входит и максимально возможный размер прибыли с минимальными рисками для развития предприятия, поддержка должного уровня качества прибыли, обеспечение инвестиционного капитала из прибыли, роста конкурентной стоимости предприятия на рынке и формирования оптимального объема материальных и финансовых ресурсов.

Для оптимального и целенаправленного управления прибылью должна быть выработана определенная стратегия, систематизация и курс действий, которые делятся на два основных вида по ориентации управления – влияние на формирование и на распределение и использование. На комплекс управления прибылью влияет множество факторов, государственно регулирование, рыночная система, внутренние и внешние механизмы предприятия. Для конкретной аналитики в процессе управления прибылью, как правило, используют такие виды анализа: горизонтальный, вертикальный, интегральный, сравнительный, факторный, а также анализ рисков и коэффициентов.

Рентабельность и планирование прибыли

При изучении такой категории как прибыль предприятия нельзя забывать о таком важном факторе как рентабельность, которая указывает на эффективность использования средств и ресурсов предприятия. Соотношение прибыли к среднерыночной стоимости всех типов средств и будет показывать общую рентабельность предприятия. Этот процентный показатель исходит из отношения объема чистой прибыли к объему капитала или товарооборота, и его целью является выявление того дохода, который получен предприятием от финансовой единицы товарооборота. Рассчитывается не только рентабельность предприятия в общем, но и в отдельности – продаж, деятельности, ресурсов.

Но категория прибыли не только поддается управлению или анализу, но и планированию. Этим процессом занимается группа лиц, что вводит определенный человеческий фактор во все финансовые расчетные процедуры. Это может привести у субъективному рассмотрение всех перспектив и прогнозов. С другой стороны, планирование по различным статьям и направлениям в общей сумме дает более реальную картину изменения прибыли в будущем. Как и большинство других процедур, планирование происходит по нескольким определенным статьям: планирование прибыли всего предприятия, отдельного подраздела или определенной операции, долгосрочное и краткосрочное планирование.

Весь спектр процедур, которые окружают такую категорию как прибыль предприятия направлены в первую очередь на оптимизацию этого экономического явления, увеличение качественно положительных показателей, снижению рисков, связанных с деятельностью предприятия и развитию и увеличению благосостояния как владельцев, так и персонала и государства в целом. 

 

Прочтите также:
- Валовая прибыль как метод оценки эффективности производства
- Маржинальная прибыль
- Инфляция (inflation)
- Фрикционная безработица


Вернуться