Маржинальная прибыль

Среди многих категорий прибыли выделяют одну особую, которая требует специфического расчета – маржинальную прибыль. Расчет объема маржинальной прибыли одна из важнейших задач для менеджеров и финансовых аналитиков предприятия, так как она дает возможность быстро возмещать постоянные затраты, и тем самым увеличивать доход предприятия. Согласно определению – маржинальная прибыль это прирост общего объема прибыли, который предприятие получило от реализации дополнительной единицы товара. Существует другое определение, которые исходит из зависимости маржинальной прибыли от выручки, другими словами, маржинальная прибыль это разница между доходом от реализованной предприятием продукции переменных затрат, использованных для ее производства. В объем дохода при исчислениях не учитывается налог на добавочную стоимость.

Пример маржинальной прибылиКроме прочего, расчет маржинальной прибыли происходит на единицу товара, который производит и реализует то или другое предприятие, и дает показатель удельной маржинальной прибыли. Этот показатель нужен для того, чтобы показать динамику роста прибыли на каждую новую единицу продукции. В итоге, при покрытии всех затрат предприятия за счет определенного объема реализованной продукции прибыли нет, маржинальная прибыль равна сумме постоянных затрат, по-другому это явление еще называют точкой безубыточности. И наоборот, показатель превышения переменных затрат дате нам объем маржинальной прибыли.

Сразу стоит уточнить характеристики постоянных и переменных затрат. Проще всего это сделать, представив, что предприятие перестало выпускать продукцию – те издержки, которые продолжаются и называются постоянными. К ним относят плату за аренду помещений или оборудования, процентные выплати по кредитам или займам, заработная плата управляющему аппарату предприятия, охране. Переменные же затраты наоборот, характеризуется непостоянностью их наличия – плата за энергетические ресурсы, транспортные услуги, рабочая сила, закупка сырья для дальнейшего производства продукции.

Влияние объема выпускаемой продукции на маржинальную прибыль

При выпуске нескольких видов продукции, расчет показателя маржинальной прибыли дает возможность определить более рентабельные позиции и относительно убыточные. Таким образом, зная слабые и сильные стороны ассортимента выпускаемой продукции, можно делать акцент на те ее виды, которые будут максимально способствовать увеличению объема маржинального дохода.

Стоит отметить, что исчисление объема маржинального дохода происходит за определенный период График прибыливремени. Также, это дает возможность определить нужный объем продукции, который производство должно изготовить и реализовать для того, чтобы в запланированном будущем заработать необходимую величину дохода. Также, изменения в маркетинговой или ценовой политике предприятия могут влиять на объем реализованной продукции. С целью изучения как эти перемены влияют на спрос и реализацию также используют анализ изменений маржинальной прибыли за определенный период времени.

Исходя из вышесказанного, простая закономерность  дает возможность утверждать,  что увеличение объема товар и услуг, которые производит и реализует предприятие, уменьшает объем постоянных затрат на одну единицу продукции, и соответственно наоборот.  

Пути увеличения маржинальной прибыли

Первым и самым простым способ увеличения объема маржинальной прибыли, как это ни очевидно, является поиск более дешевых и доступных источников сырья для производимой продукции. Также существенную роль играет величина наценки на единицу товара. Но рыночная конкуренция, регулирование ценообразования государственными рычагами и потенциальное ухудшение качества продукции объективно препятствуют полноценному использованию этих факторов.

В таком случае оптимальным будет анализ рентабельности и  востребованности того или иного вида продукции на рынке товаров  и услуг, и соответственно концентрации всех производственных мощностей и маркетинговых ходов на выпуске и реализации именного этого вида товара. Просчитав долю маржинального дохода для каждой группы и категории товаров, с высокой вероятностью вы будете знать на чем сосредоточить свое внимание.

Одним из необычных, но действенных способов снижения переменных затрат, и соответственно увеличении объема маржинальной прибыли является участие в различных тендерах. Это целесообразно, если предприятие выпускает ту продукцию, которая может быть интересна государственным учреждениям или структурам. В таком случае нужно быть готовым представить конкурентоспособную, отвечающую всем требованиям и параметрам продукцию точно в срок и в заданных объемах.

Расчет маржинальной прибыли при скидкахУчитывая технические и производственные особенности предприятия, для увеличения маржинальной прибыли можно использовать обновление ассортимента выпускаемой продукции. Заранее просчитав переменные затраты, можно определить те сильные стороны, которые в итоге дадут снижение переменных затрат. Например, это касается тех предприятий, которые могут использовать вторичное сырье, сократив, таким образом, расходы на утилизацию отходов.

Одним из способов увеличения оборота продукции может быть мощная реклама и освоение тех регионов, где ваша продукция мало или вообще не представлена на рынке. С одной стороны это повлечет дополнительные расходы на транспортные и рекламные услуги, но эффект может превзойти все ожидания и компенсировать затраченные на это деньги. 

Какой бы путь изменений для увеличения маржинального дохода в процессе производства и реализации товара вы не избрали, всегда стоит четко и точно подходить к любому внедрению инноваций. Только предварительно просчитав все возможные издержки и траты, составив план действий и принятия необходимых мер, можно с относительной уверенностью приступать к практическому использованию новых методов и технологий на вашем предприятии. 

 

Прочтите также:
- Валовая прибыль как метод оценки эффективности производства
- Фрикционная безработица
- Инфляция (inflation)


Вернуться